02.10.2008 | Служба новостей Росфирм

Санкт-Петербург: торговые центры в спальных районах

Состояние экономики
Основными факторами, влияющими на развитие рынка коммерческой недвижимости Санкт-Петербурга и Ленинградской области, являются: общий подъем экономики, торговли и товарооборота, рост промышленного производства, валового регионального продукта, переезд в город крупных федеральных и иностранных компаний, а также инвестиционный приток капитала - они демонстрируют положительную динамику на протяжении пяти последних лет. Прогнозы аналитиков по этим факторам предполагают их дальнейшее положительное развитие. В I квартале 2008 года экономический рост в Санкт-Петербурге обеспечивался в основном за счет высокой динамики роста оборота торговли (оборот составил 129,8 млрд. руб. что на 16,9% больше, чем в соответствующем периоде 2007 года), устойчивого роста потребительского спроса населения, активного развития промышленного сектора.
 
Инвестиционный климат
 
По оценкам ведущих международных рейтинговых агентств Standard & Poor's, Fitch Ratings и Moody's, Санкт-Петербург входит в группу наиболее промышленно развитых российских регионов с высоким потенциалом диверсификации.
Ситуация на рынке коммерческой недвижимости Санкт-Петербурга оценивается экспертами как стабильная и перспективная для привлечения новых инвестиционных средств в сегмент недвижимости.
По мнению российских и иностранных инвестиционных фондов, рынок коммерческой недвижимости Санкт-Петербурга занимает второе место по привлекательности среди всех российских регионов в силу высокой доходности сегментов коммерческой недвижимости по сравнению с европейскими показателями, а также активного интереса со стороны иностранных инвестиционных фондов, административной поддержки крупных инвесторов со стороны местных властей.
По итогам 2007 года, общий объем инвестиций в коммерческую недвижимость Санкт-Петербурга составил около 1 млрд. долларов. Наиболее существенный рост инвестиций в прошлом году был отмечен в торговой недвижимости, доля вложений в этот сегмент составила 60% от суммы инвестиций в коммерческую недвижимость города.
 
 
Рынок торговой недвижимости
 
Руководитель отдела офисной недвижимости Praedium ONCOR International Юрий Юдаков отметил, что начало 2008 года охарактеризовалось замедлением темпов ввода торговых площадей в торговых центрах. Общий объем предложения в сегменте торговых центров Санкт-Петербурга составил 3,5 млн. кв. м, из которых арендуемая площадь - 2,4 млн. кв. м. В структуре предложения торговых площадей каких-либо изменений не наблюдается - наиболее активно развивается формат торгово-развлекательных центров.
По мнению специалистов компании GVA Sawyer, в первой половине 2008 года общий объем ввода качественных торговых площадей составил 268 тыс. кв. м (GLA - арендопригодных 194 тыс. кв. м), что на 15% меньше, чем в первой половине 2007 года. Спрос на торговые помещения со стороны как торговых операторов, так и потребителей, остается достаточно высоким, и, несмотря на ввод крупных объемов новых торговых площадей, в ближайшие 2-3 года перенасыщения рынка не наступит, невзирая на обострение конкуренции. 
 
 
Тенденции рынка
 
На вторую половину 2008 года, по данным компании Praedium, запланирован ввод в эксплуатацию значительного количества торговых центров общей площадью 664,7 тыс. кв. м, из которых арендуемая - 485,9 тыс. кв. м.
Специалисты отмечают, что сегодня основной упор делается на развитие многофункциональных центров, а в торговых центрах увеличивается развлекательная составляющая. Кроме того, город ожидает прихода новых международных игроков, ранее не представленных на рынке.
Среди других тенденций, по словам  руководителя отдела маркетинга компании GVA Sawyer Сергея Павлова, -  строительство торговых центров в спальных районах (Приморский, Невский), в которых ведется активное жилищное строительство и освоение территорий около КАД. Тенденцией также является увеличение размеров ТЦ: средней площади возводимых торговых объектов, средней площади помещений в торговых центрах, размеров парковок, и как следствие - рост доли региональных и суперрегиональных торговых центров в структуре торговых центров по размерам торговой зоны. Кроме того, на рынок торговой недвижимости Санкт-Петербурга отмечен появлением и развитием новых для рынка форматов торговых центров (outlet-центры, retail-парки и других).
 
Жизнь двух столиц
 
Развитие рынков торговой недвижимости Санкт-Петербурга и Москвы схоже, многие перечисленные выше тенденции наблюдаются, как на питерском, так и на московском рынках. Важным отличием двух рынков, по мнению специалистов компании GVA Sawyer, является заметное замедление темпов ввода нового предложения в Москве, за первое полугодие 2008 года было введено 186 000 кв. м торговых площадей (97 000 кв. м GLA), что примерно в два раза меньше, чем в Санкт-Петербурге. Другими отличиями являются заметное укрупнение площадей якорных арендаторов в составе московских торговых центров, а также консолидация развлекающей функции в составе торговых центров под управлением одного оператора в едином крупном формате (до 7 000 кв. м). Так оператор кинотеатров «Киномакс» заявил о планах развития универсального развлекательного формата (кинотеатр, предприятия общественного питания, боулинг и расширенные рекреационные и игровые зоны).

http://www.domania.ru/