11.07.2019 | Служба новостей Росфирм

Установка стекла при ремонте автомобиля - непростая и ответственная операция. В наибольшей степени это относится к лобовому стеклу, самому важному с точки зрения безопасности.

Нарушение технологии, неправильный выбор материалов приводят к разным по драматичности, но всегда неприятным последствиям: от появления трещин и ржавчины до разрушения и выпадения стекла.

К основным ошибкам при вклейке автомобильных стекол можно отнести:

  • неправильный подбор расходных материалов (очиститель, грунт, клей);
  • нарушение технологии вклейки.

В свою очередь технологические ошибки могут быть вызваны:

  • неправильной подготовкой склеиваемых поверхностей;
  • нарушением правил нанесения клея;
  • погрешностями в установке и фиксации стекла.

Выбор материала для вклейки. Параметры подбора

Подбор материала (клея) зависит от:

1. Назначения и размеров стёкла. Размер (длина клеевого шва) влияет на время, необходимое для нанесения состава. При большом периметре стёкла быстросохнущий клей (с малым временем пленкообразования) начнёт затвердевать раньше, чем работник закончит его нанесение, и полимеризованный слой на поверхности клея, уложенного вначале, будет препятствовать склеиванию.

Выбирая тип клея, следует учитывать и состояние окружающей среды (температура воздуха, влажность), от которого также зависит скорость полимеризации.

2. Жесткости стекла и кузова, нагрузок, воспринимаемых стеклом, деформации и смещения элементов конструкции. От этого фактора зависит выбор типа клея по параметру жесткости материала клеевого шва после затвердевания (полимеризации). Степень жесткости должна соответствовать нагрузкам, передаваемым через клей на стекло, и связанным с ними деформациям. Слишком мягкий материал шва ослабит связь стекла с корпусом машины, исключит его из силовой схемы кузова. Излишне жёсткий опасен передачей на стекло всех деформаций и вибрационных нагрузок сверх допустимых норм.

Результатом неправильного выбора клея может стать нарушение клеевого соединения в зонах дефектов или по всему периметру и выпадение или разрушение стекла в процессе эксплуатации.

Лучшие клеи для стекол по мнению специалистов

Наиболее популярные у профессионалов клеевые составы U-Seal и SIMP-SEAL компании NPT (линейка клеев-герметиков на основе полиуретана и силан-модифицированного полимера SIMP).

Ассортимент клеев позволяет подобрать материал с необходимой скоростью полимеризации и жесткостными параметрами.

Для удобства многие производители поставляют комплекты материалов для вклейки стекол, в которые входят клеи, грунты, насадки, салфетки, перчатки и т.п. Хорошо зарекомендовали себя наборы для вклейки Jeta Pro, U-Seal и др.

Подготовка поверхностей

Ошибки при подготовке к установке стекла в основном связаны с неправильной предварительной обработкой посадочного места (рамки) кузова. Поверхность, на которую наносится клей, должна быть очищена, обезжирена и загрунтована.

Загрязнения в зоне шва снижают прочность соединения, а контакт клея с металлом рамки может привести к возникновению очага коррозии. В месте образования ржавчины происходит нарушение целостности шва. Вызванное этим перераспределение нагрузки чревато концентрацией напряжения и возникновением трещин. Для удаления жировых загрязнений следует использовать специальные составы или растворители, не оставляющие следов на поверхности. Такие растворители, как 646, 650 и подобные им для обезжиривания не подойдут. Хорошо зарекомендовали себя в качестве средства для подготовки поверхности специальные обезжиривающие составы, такие, как JETA PRO 5574, представленный в каталоге магазина.

Для создания наилучших условий сцепления клея с поверхностью рамки необходимо после очистки и обезжиривания загрунтовать зону шва. Грунт должен равномерным тонким слоем покрывать металл, создавая прослойку между ним и клеем. Ещё одна важная функция грунта - защита материала клея от ультрафиолета. К такому излучению чувствителен полиуретан, используемый в качестве основы клеевого состава.

Нанесение клея

Ошибки при нанесении клеевого состава могут свести на нет все усилия, прилагаемые мастером. Помещая на поверхность валик из клея, надо иметь в виду следующее:

  1. Слой клея в шве соединения должен быть достаточным, чтобы компенсировать отклонения конфигурации контура рамки и опасные сближения его со стеклом. В случае монтажа без резиновой прокладки контакт стекла с металлической поверхностью в условиях динамических нагрузок может привести к его разрушению.
  2. Следует учитывать состояние среды в помещении, где производится работа. Жаркий воздух ускоряет процесс затвердевания клея. При температуре ниже +10°C работать с клеем не рекомендуется.

От температуры и влажности воздуха зависит скорость полимеризации клеевого состава, образования прочной плёнки. В соответствии с этим меняется время, по истечении которого становится невозможным выполнить качественное соединение. От параметров воздуха зависит также время выдержки, после которой можно переходить к следующей операции либо приступать к эксплуатации машины. Обычно через 2-3 часа машину можно переместить из рабочей зоны на парковку или в иное место на небольшом расстоянии. На достижение клеевым швом максимальной прочности требуется не менее 24 часов.

Фиксация стекла

1. Учет фактора времени и строгое следование инструкциям по выдержке материала в процессе затвердевания важны и при нанесении грунта. На стекло его укладывают в один слой, и перед нанесением клея бывает достаточно подождать 10-15 минут. За это время успеет образоваться плёнка, необходимая для формирования прочного соединения.

Потери несущих и герметизирующих свойств клеевого соединения можно избежать, принимая во внимание следующие факторы, влияющие на качество фиксации:

2. Количество клея. Толщины клеевого шва, т.е., количества материала, располагающегося между стеклом и металлом рамки, должно быть достаточно для компенсации смещений при деформациях кузова, для демпфирования вибрационных воздействий.

Излишне толстый слой клея может привести к потере прочности соединения, снижению жесткости. Применение специальной насадки для нанесения клея поможет сформировать полосу материала, укладываемую на поверхность, обеспечив её оптимальную толщину, ширину и положение относительно кромки.

3. Правильное положение стекла относительно проема. Стекло необходимо установить с равномерным зазором по всему периметру, без смещений и перекосов. Смещение в одну из сторон приведёт к недопустимому уменьшению толщины клеевого шва по одной из кромок стекла и увеличению по другой. К подобным нарушениям приведёт и его разворот (перекос).

Выводы

Гарантией надежного закрепления стекла в проеме кузова и его долгой службы в самых сложных условиях являются строгое следование правилам установки и оптимальный выбор материалов и оборудования.

Также актуальную информацию по вклейке автомобильных стекол можно получить на канале "Покраска авто своими руками ГК АВТОграф", смотрите видео ниже.