19.09.2008 | Служба новостей Росфирм
Оценку ставит дорога
В прошлом году водительские удостоверения в Петербурге получили 184 тысячи человек. Для большинства из них автомобиль не просто «средство передвижения», а основная профессия (водитель, таксист и пр.) - по крайней мере, ее важнейшая составляющая. Посмотрите объявления о приеме на работу: от кандидатов в экспедиторы, торговые и медицинские представители, специалисты по недвижимости и снабжению - везде требуется в том числе и водительское удостоверение. Получают его, как известно, после обучения в автошколе. Насколько качественно ведется там подготовка? Удовлетворяет ли ее уровень инспекторов ГИБДД? На эти и другие вопросы совместно искали ответы участники дискуссии в ИА Росбалт.
Бесспорно одно: дефицита автошкол в городе нет. Сегодня, по словам специалиста отдела лицензирования и аккредитации Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Ольги МИХАЙЛУЦЫ, на подготовку водителей имеют лицензии 13 государственных и 79 негосударственных образовательных учреждений и организаций. При этом главным критерием помимо пакета документов является наличие прав собственности или договора аренды на помещения, где будет проходить обучение. Само качество подготовки, по сути, целиком на совести руководителей автошкол. К примеру, в последующем не отслеживается, насколько хорошо выпускники сдают экзамены в ГИБДД и как они «вписались» в автомобильные потоки нашего мегаполиса: сколько нарушений Правил дорожного движения (ПДД) совершили, как часто попадают в аварии...
- Такой статистики у нас нет, - подтвердил начальник экзаменационного отдела МРЭО ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области подполковник милиции Владимир ДЕГТЯРЕВ. - Хотя известно, что в целом на долю молодых водителей (со стажем до трех лет) выпадает до 30 процентов всех зафиксированных нарушений ПДД. Главная беда: в автошколах учат сдавать экзамены, а не водить автомобиль. Да и кто учит? Недавно мы, по договоренности с руководством ряда автошкол, провели неожиданную проверку преподавателей и инструкторов вождения. Результаты оказались плачевными: примерно половина не справилась с предложенными типичными заданиями, которые сдают во время экзамена при получении водительского удостоверения. Сейчас эти горе-учителя выполняют «работу над ошибками».
Между тем оказалось, что даже не сдавшие такой тест инструкторы отнюдь не отстраняются автоматически от работы по профнепригодности - у ГИБДД нет на это прав. Решение принимается руководителями автошколы на свое усмотрение. Нонсенс: слабый инструктор по определению не может толково обучить новичка! Впрочем, главная цель ведь другая - «натаскать» на сдачу экзамена. Да и требования к инструкторам просто смешные: достаточно иметь хотя бы трехлетний стаж вождения и личный автомобиль.
Может, что-то удается сделать по линии лицензирования? Увы, низкий уровень подготовки выпускников отнюдь не повод для приостановки (максимум до полугода при пятилетнем сроке действия) лицензии. Да, в прошлом году у 8 автошкол такую приостановку делали - но в основном из-за несоблюдения норм охраны труда и на непродолжительный срок.
Каков же практический совет для тех, кто готовится пройти обучение для получения водительского удостоверения? Руководитель центра водительских тренингов «Драйв Класс» Илона НАКУТИС (к слову, чемпион России 2007 года по авторалли) советует сначала просто прийти в автошколу и присмотреться к ней. Обратить внимание на материальную базу, порядок практического вождения, расспросить обучающихся об инструкторах и преподавателях, узнать, сколько времени автошкола на этом рынке услуг.
- И руководители различных организаций, и частные лица обращаются к нам за помощью - просят довести водительскую подготовку до нужной кондиции, - говорит Накутис. - На это уходит примерно 2,5 недели. Мы располагаем уникальными методиками и технологиями контраварийной подготовки и безопасного управления, специально разработанными и проверенными в действии уже более 15 лет. Водители значительно повышают свой уровень по технике управления автомобилем, а объем информации существенно изменяет общее представление о безопасности на дороге, вариантах защиты и сохранения автомобиля.
В Центре разработана и уже прекрасно зарекомендовала себя программа для женщин-водителей «Леди Драйв», которая помогает приобрести им устойчивый навык вождения и уверенность на дороге. По специальной программе «Юниор» проходят подготовку подростки в возрасте от 12 до 18 лет, что весьма актуально: сейчас каждый третий ребенок при достижении совершеннолетия садится за руль автомобиля. У «Драйв Класса» есть планы более тесного сотрудничества с ГИБДД и руководством автошкол.
В ближайшее время МВД совместно с Министерством образования РФ планирует приступить к разработке новых требований подготовки водителей. Необходимость в этом назрела давно. Сегодня автошколы почти ни за что не отвечают: сдал человек успешно выпускные экзамены в ГИБДД - это их заслуга, не сдал - лентяй или неспособный к вождению попался... Должны быть введены четкие и понятные нормативы в соответствии с сегодняшней сложной ситуацией на дорогах. К примеру, в Германии обучаемый должен за время занятий по вождению проехать не менее 800 километров. У нас на порядок меньше, да и менталитеты немецкого и российского водителя не сравнить. В числе пожеланий - и региональные дополнения к программам обучения: водить автомобиль в сельской глубинке и в условиях мегаполиса - две большие разницы. Словом, перемены нужны. Главное, чтобы с ними не затягивали: только в прошлом году из-за слабой подготовки начинающих водителей в России произошло свыше 700 тысяч дорожно-транспортных происшествий...
Другие статьи по теме
17.10.12 Из истории происхождения глобуса
27.08.09 Из Смольного сообщают: иностранные автопроизводители в Санкт-Петербурге настроены оптимистично
20.08.09 Казино вроде бы закрылись, но "обещают вернуться"
12.08.09 Спрос на жилье упал до уровня 2005 года
10.08.09 Слухи об ослаблении рубля сказались на планах россиян
►Все статьи по теме