30.08.2008 | Служба новостей Росфирм

Рынок страхования экспортно-импортных грузоперевозок

Компаниям, страхующим ответственность международных автоперевозчиков, приходится искать варианты, чтобы дистанцироваться от проблем законодательной базы. Иначе они рискуют своей репутацией

Рынок страхования экспортно-импортных грузоперевозок, как и рынок страхования грузов в целом, развивается достаточно неторопливо. Среднегодовой прирост в 15-17% ведет к тому, что доля премий по страхованию грузов в общем объеме сборов по рынку страхования постоянно сокращается. Но несмотря на медленное развитие, этот рынок неизменно привлекает внимание страховщиков.

Данный рынок четко распадается на две части. Одна находится в стороне от активной конкурентной борьбы и представлена страховыми компаниями (СК), тесно связанными с предприятиями нефтегазовой отрасли, поставляющими оборудование для энергетического сектора. Это такие компании, как «Согласие», «СОГАЗ», «МАКС».

Вторая часть, рынок «для всех», включает в себя страхование международных автомобильных перевозок. Для Северо-Западного региона данный сегмент имеет принципиальное значение. Как отмечает заместитель начальника представительства Ассоциации международных автомобильных перевозок Константин Шаршаков, на СЗФО приходится 58% международных автомобильных перевозок России. Более 60% подобных услуг предоставляется местными перевозчиками и экспедиторами. По идее виды страхования, связанные с международными автомобильными перевозками, должны привлекать страховщиков Северо-Запада. Однако данный сегмент рынка страхования весьма непрост. Прежде всего потому, что присутствующая здесь СК может легко заработать плохую репутацию.

Страховка вне закона

Количество СК, желающих присутствовать на рынке страхования грузоперевозок, возрастает - за последние два года интерес к работе с перевозчиками и грузоотправителями продемонстрировали не только крупные игроки, но и совсем небольшие региональные компании. Страховщиков привлекают перспективы быстрого расширения рынка, но их ожидания пока не сбываются. Как следствие, недавно вышедшие в данный сегмент рынка компании делают ставку на переманивание перевозчиков, уже имеющих договоры страхования с другими СК. Одним из очевидных путей достижения результата становится ценовой демпинг, ведущий к малоприятным последствиям.

С появлением новичков на рынке страхования автоперевозок и «удешевлением» страховых продуктов в 2007 году заметно возросло количество судебных разбирательств между страховщиками и страхователями. В ходе судебных процессов обнаружился любопытный нюанс. Как выяснилось, автоперевозчики и экспедиторы не имеют возможности через суд призвать страховую компанию к ответу. В России пока нет ни одного законодательного акта, который предусматривал бы страхование риска ответственности автоперевозчика, поэтому судьи признают такой договор ничтожным.

Представители Федеральной службы страхового надзора (ФССН) в минувшем году, отвечая на запросы страховых компаний и автоперевозчиков, неоднократно  подтверждали, что «в настоящее время закон Российской Федерации не содержит норм, допускающих страхование автоперевозчиком своей ответственности по договору», поэтому «риск утраты (хищения) или повреждения груза в результате противоправных действий третьих лиц может быть предусмотрен только в рамках договора страхования грузов».

Имя  или рынок?

 «Возникает любопытная ситуация. С одной стороны, всеми уважаемая Федеральная служба страхового надзора говорит о невозможности страхования автоперевозчиком (экспедитором) своей ответственности по договору, ссылаясь на определенные статьи закона. С другой стороны, тот же закон разрешает заниматься подобным видом страховой деятельности», - отмечает руководитель дирекции грузов Северо-Западного регионального центра страховой компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Исаев.

В связи с тем что ФССН умывает руки, каждая страховая компания имеет возможность самостоятельно выбрать стратегию поведения на рынке и решить, стоит ли ей рисковать своей репутацией, развивая сомнительный с точки зрения правовой обеспеченности вид страхования.

Очевидный выход для тех, кто дорожит своей репутацией, - не заниматься страхованием ответственности автоперевозчиков, а предлагать стандартные полисы страхования грузов или модифицированные в соответствии с потребностями перевозчиков в сегменте страхования экспортно-импортных грузоперевозок. Но этот путь может обернуться для компании потерей данного сегмента рынка. Проблема в том, что иностранный грузоотправитель в подавляющем большинстве случаев воспринимает страхование ответственности автоперевозчика как необходимое условие для заключения контракта. Зачастую, отмечает заместитель директора центра страхования транспортных рисков страховой компании «Русский мир» Анастасия Лукьянова, владелец груза требует от российских партнеров специального подтверждения выполнения этого условия.

«Только в глазах некоторых западных брокеров и страховщиков Россия в плане грузоперевозок начинает восприниматься как цивилизованная страна. Для большинства грузоотправителей она, как и прежде, страна высоких рисков», - объясняет ситуацию Анастасия Лукьянова.

Репутация гарантирует

Страховщики под давлением спроса не отказываются от страхования ответственности международных автоперевозчиков. Наиболее простым путем идут компании, продолжающие, несмотря на скандальные откровения в судах, страховать ответственность автоперевозчиков. Подобной политики придерживаются не только новички данного сегмента рынка, но и компании из первой десятки, в частности «Ингосстрах», один из крупнейших игроков Северо-Запада, страхующий более половины грузоперевозчиков.

Как сообщили в компании, «Ингосстрах» остается верен апробированному методу страхования потому, что стиль и опыт работы в данном сегменте рынка страхования несильно отличается от стиля и опыта того же TT Club, а страховые продукты практически полностью идентичны международным. Процесс разрешения конфликтов, по мнению компании, отлажен в соответствии с международными стандартами.

Скорее всего, российский суд не согласился бы с доводами специалистов «Ингосстраха» и также признал бы договор ничтожным. Но в данном случае на компанию работает имидж безукоризненного плательщика, в анамнезе которого, насколько известно, нет ни одной судебной части по страхованию ответственности автоперевозчика. Клиенты попросту доверяют своему страховщику.

В отношении менее надежных и опытных СК, которые предлагают дешевые варианты полисов с урезанным перечнем рисков, говорить о надежности не приходится. Как правило, клиенты подобных компаний на собственном опыте познают проблемы с законодательной поддержкой договоров страхования ответственности автоперевозчиков.

Такие ситуации, в которых СК необходимо решать, готова ли она поступиться интересами клиента ради соблюдения собственных, являются лакмусовой бумажкой, демонстрирующей, насколько дорожит страховщик своей репутацией.

Разделить ответственность

Более щепетильные СК разрабатывают такие варианты страхования, чтобы интересы их клиентов были защищены. Наиболее простой и вместе с тем максимально безопасный для репутации страховой компании выход из сложной ситуации - привлечение в качестве гаранта СК мирового уровня. В частности, компании «Ренессанс Страхование» и «СОГАЗ» страхуют ответственность автоперевозчиков вместе с самым авторитетным в страховании транспортной отрасли международным игроком - клубом взаимного страхования TT Club.

Преимущество подобного подхода в том, что, заключая совместный договор, страховщик уходит от проблем российского рынка на территорию действия международных норм, где правила страхования ответственности перевозчиков прозрачны, а традиция урегулирования споров отработана десятилетиями.

«Основное удобство сотрудничества с TT Club в том, что выплатами страховых возмещений занимаются наши иностранные партнеры», - подчеркивает директор управления специализированых видов страхования Северо-Западного дивизиона группы «Ренессанс-Страхование» Андрей Белов.

Впрочем, недостатки подобного подхода также лежат на поверхности. Вместе с проблемами по урегулированию убытков СК передают своему партнеру значительную часть страховой премии. «Предоставляя клиенту качественное обслуживание, благодаря сотрудничеству с TT Club мы одновременно предлагаем и более дорогой продукт, что нередко отпугивает потенциальных клиентов», - объясняет ситуацию начальник отдела страхования грузов, морских и авиационных рисков Санкт-Петербургского филиала страховой группы «СОГАЗ» Алексей Шмидт. В результате этот вариант ухода от проблем со страхованием ответственности выбирают немногие, как правило - крупные компании, которые могут себе позволить присутствовать в определенном сегменте рынка ради самого присутствия, практически не получая от этого прибыли.

Два по цене одного

Автор альтернативного варианта решения данной проблемы, позволяющего сохранить не только репутацию, но и прибыль, - компания «Русский мир». Эта страховая компания в 2007 году стала пионером в продвижении нового продукта, имевшего вид страхования ответственности автоперевозчиков, но, по сути,  являвшегося договором страхования груза. Схема предельно проста. Автоперевозчику предлагают приобрести полис страхования грузов (который вполне отвечает российскому законодательству), исключив из него те риски, которые страхователь сочтет лишними. Так, в соответствии с международной практикой перевозчик не несет ответственности за сохранение грузов в случае хищения, природных катаклизмов, аварий из-за разрушенного дорожного полотна - это головная боль грузоотправителя. Автоперевозчик же страхует груз от рисков ДТП и повреждений из-за дефекта транспортного средства. «Таким образом, сохранился объем страхового покрытия и уровень цен, а проблемы с порядком урегулирования претензий исчезли», - объясняет удобство нового продукта Анастасия Лукьянова.

Для тех компаний, которые работают на международных перевозках и должны убеждать иностранных клиентов в том, что ответственность застрахована, в «Русском мире» был разработан специальный сертификат к полису страхования грузов. В сертификате помимо сведений о страховщике и застрахованном, сроках действия, территории покрытия договора указывается также сумма, на которую застрахован оператор, и характер грузов, которые он может перевозить. Таким образом, по своему содержанию сертификат во многом повторяет договор страхования ответственности перевозчика. Иностранных грузоотправителей, как отмечают в компании, такой документ вполне устраивает. В судебных же разбирательствах в случае необходимости будет фигурировать полис страхования грузов.

По пути «Русского мира» идут и другие страховщики (в большинстве - региональные компании). Хотя зачастую при страховании международных перевозчиков они действуют более прямолинейно: заключая договор страхования груза, в дополнение к нему бесплатно выдают также полис страхования ответственности автоперевозчика - для иностранного партнера. Понятно, что такой вариант решения проблемы небезупречен с точки зрения страховой этики. Но ввиду того что ФССН сама занимает весьма странную позицию, вряд ли она станет придираться к избравшим этот путь страховщикам.

http://www.expert.ru/