09.07.2008 | Служба новостей Росфирм
Как зарабатывают деньги на интернет - пользователях
Российский сегмент интернета развивается очень быстрыми темпами: по данным компании eMarketer, его аудитория за 2007 год выросла на 28,6%, и такой рост, по прогнозам, продлится до 2012 года.
Как сообщает журнал "Деньги", в стране уже есть сайты с миллионным количеством пользователей. Хотя инвесторы вкладывают в такие сайты огромные деньги, большинство из них до сих пор убыточны и именно это заставило разработчиков искать не рекламные способы заработка.
Сегодня ясно, что конкуренция за рекламные бюджеты в интернете обострилась до предела. При этом необходимо учитывать, что не менее посещаемая, чем "Одноклассники", социальная сеть "Вконтакте.ру" пока не начала зарабатывать на рекламе. А что произойдет, когда выйдет на рекламный рынок она? И какая конкуренция за рекламодателей будет, когда в "Одноклассники" и ЖЖ будут встроены приложения сторонних разработчиков? В общем, ситуация на рынке заставляет игроков искать другие методы заработка на своей аудитории.
Традиционно в интернете существовали две основные формы монетизации аудитории: показ рекламы и платные сервисы. Чуть позже к ним добавилась контекстная реклама. В России из этих трех способов монетизации аудитории хуже всего прижились платные сервисы
По мнению специалистов, в России хуже всего приживаются платные сервисы, - многие склонны считать, что в интернете "все бесплатно", и соглашаются платить лишь в исключительных случаях. Да и неразвитость платежных систем здесь тоже играет свою роль.
Сайты знакомств приносят реальные доходы
Тем не менее на рынке есть компания, которая приучила платить свою многомиллионную аудиторию. Это сервис знакомств "Мамба.ру". В отличие от множества владельцев популярных в рунете сайтов, которые с упоением рассуждают о том, какие еще функции для общения пользователей они хотят внедрить, гендиректор Mamba.ru Никита Шерман прежде всего думает о том, может ли новый функционал принести прибыль компании или же, наоборот, снизит ее доходы. Его модель того, как побудить пользователя платить, проста. Никита Шерман: Во-первых, на сервисе должны отсутствовать инструменты коллективного общения пользователей типа форумов, коллективных блогов или групповых чатов. Хотят пользователи пообщаться один на один - пожалуйста, но не на коллективной площадке, где можно выделиться среди остальной массы пользователей. Во-вторых, сервис должен накопить критическую массу пользователей, чтобы у них появилась насущная потребность по выделению из толпы путем оплаты соответствующей услуги. И, в-третьих, пользователей нужно внятно мотивировать для того, чтобы они хотели выделиться.
В прошлом году "Мамба" заработала более $12 млн. Самые активные ее пользователи за внимание противоположного пола платят немалые суммы: так, некий Андрей на то, чтобы его анкета продержалась на главной странице четверо суток и три часа, потратил $5940. Неудивительно, что и владельцы сайтов другой тематики стали перенимать опыт "Мамбы".
Социальные сети в стороне не остались
Попытка заработать на посетителях есть и в социально сети "Одноклассники". Например, можно выразить свое отношение к другому пользователю, выставив его фотографии оценку от 1 до 5. Разработчики планирует ввести возможность выставить фотографии оценку 10, послав SMS на платный номер. Учитывая, что этот сайт многие используют для знакомств, услуга должна стать популярной. Поставив вашей фотографии "десятку", пользователь покажет, насколько сильно вы ему понравились.
В то же время социальная сеть "МойКруг", принадлежащая "Яндексу", а также "Вконтакте" зарабатывают именно на рекрутинге. Кстати, "МойКруг" является клоном западной сети LinkedIn, которая, обладая огромной базой пользователей, долгое время тщетно пыталась стать прибыльной и достигла этой цели лишь тогда, когда начала предоставлять доступ к профилям своих пользователей за плату агентствам по поиску персонала. Отличный пример того, как можно эффективно зарабатывать, предоставляя дополнительные услуги очень маленькому числу клиентов - ведь платят этой социальной сети лишь 2% пользователей, заинтересованных в услуге.
Наверняка в социальных сетях будет развиваться и такая услуга, как опросы пользователей. Огромная аудитория и подробно заполненный профиль делают такие опросы быстрым и удобным инструментом изучения общественного мнения. Ценные данные для исследователей рынка могут дать и онлайновые площадки, торгующие вещами б/у. А рекомендательные сервисы, "вывешивающие" мнения множества потребителей о разных товарах, будут зарабатывать, сотрудничая с интернет-магазинами.
О детях забыли
Еще один сегмент аудитории, пока не охваченный рекламой в рунете,- это дети. В США, например, есть образовательно-игровые социальные сети для детей, где весь контент тщательно отфильтрован, за это родители выкладывают ежемесячно абонентскую плату. Так зарабатывает, например, социальная сеть PenguinClub.com, в прошлом году приобретенная компанией Walt Disney. До сих пор в рунете не было ресурсов, ориентированных на детскую аудиторию, но в прошлом месяце на конференции "интернет и Бизнес" компания РБК анонсировала запуск детской социальной сети, которую она будет развивать совместно с компанией Tweegee (владеет в Израиле социальной сетью, охватывающей 80% детей в возрасте от 8 до 14 лет).
Михаил Гуревич, заместитель гендиректора РБК: Детский сегмент сейчас абсолютно свободен в рунете, и мы со своей детской социальной сетью планируем занять большую его часть. Эта аудитория очень привлекательна: во-первых, родители заинтересованы, чтобы ребенок смотрел только то, что можно смотреть детям. Во-вторых, это отличная рекламная площадка для производителей детских товаров - причем реклама здесь может быть не навязчивой, а в виде product placement'а. Например, персонажи в этой сети могут быть одеты в майки с логотипом компании-рекламодателя. Реклама может быть показана и в какой-то игровой форме. Ну, и в-третьих, чтобы ребенку было самому интересно находиться в этой соцсети, родители вполне могут оплатить ему какую-то онлайновую игру, которая будет представлена у нас в виде премиум-сервиса.
СПРАВКА: Если год назад количество пользователей составляло в городе 631 тыс. человек, что превышает прошлогодние показатели почти на 30%.
По данным «Ромира», который в октябре прошлого года опросил 16 500 пользователей по всей России, средний петербуржец проводит в сети 41 минуту в день. Типичный пользователь - мужчина 25-34 лет с высшим образованием, квалифицированный специалист со средним доходом. По данным «Ромира», мужчины составляют 63,7% аудитории. Впрочем,эксперты полагают, что в ближайшие два года возрастет количество пользователей старше 40 лет, а также произойдет увеличение аудитории 12-14 летнего возраста. По результатам опросов выяснилось,что на домашний интернет 44% абонентов тратят 300-600 руб. в месяц, лишь у 12% сумма счета превышает 1000 руб., рассказала старший исследователь «Ромира» Татьяна Козлова. Проникновение интернета в Петербурге, по оценке гендиректора рекламного агентства Traffic Алексея Куприянова, за год выросло с 38% до 42%, сообщала ранее ГАЗЕТА.СПб.
Сайт ВКонтакте.ru зарегистрирован 1 октября 2006 г. и уже, по данным сервиса Alexa.com, стал первым по посещаемости в России. Создатель Vkontakte.ru Павел Дуров сообщал ранее, что взял за образец социальную сеть facebook.com.
www.gazeta.spb.ru |
Другие статьи по теме
27.08.09 Из Смольного сообщают: иностранные автопроизводители в Санкт-Петербурге настроены оптимистично
20.08.09 Казино вроде бы закрылись, но "обещают вернуться"
12.08.09 Спрос на жилье упал до уровня 2005 года
10.08.09 Слухи об ослаблении рубля сказались на планах россиян
05.08.09 Просроченная задолженность по корпоративному кредитованию выросла в два раза
►Все статьи по теме