23.06.2009 | Служба новостей Росфирм
Власти Ленобласти намерены вновь ввести спецтариф для Волховского алюминия
Федеральная служба по тарифам и сборам (ФСТ) признала неправомерным введение правительством Ленобласти спецтарифа на электроэнергию для Волховского алюминиевого завода (филиал РУСАЛа) в размере 35 копеек за 1 кВт.ч. Согласно решению регулятора, с первого августа этого года стоимость электроэнергии для предприятия установлена в размере 1,9 рубля за 1 кВт.ч. Однако власти Ленобласти не собираются сдаваться и обещают все же помочь "Волховскому алюминию".
В пятницу на заседании ФСТ рассматривалось заявление ОАО "Петербургская сбытовая компания" (ПСК), в котором указывалось, что изменение тарифов в течение года противоречит действующему законодательству. Чиновники согласились с доводами ПСК и признали действия областных властей неправомерными, отменив с первого августа этого года спецтариф для "Волховского алюминия". Как пояснили в ПСК, стоимость электроэнегии для предприятия составит 1,9 рубля за 1 кВт.ч.
Напомним, что в конце марта этого года руководство "Волховского алюминия" уведомила власти Ленобласти об угрозе закрытия завода ввиду неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка, в частности падения цен на продукцию предприятия. По мнению управленцев завода, производство могло спасти лишь введение спецтарифа на электроэнергию, что и было сделано областными чиновниками. Стоимость электроэнергии для "Волховского алюминия" была снижена до 35 копеек за 1 кВт.ч. Инициатива Ленобласти была весьма негативно воспринята ПСК, которой грозили до 200 млн рублей выпадающих доходов. По этой причине компания и обратилась в ФСТ с соответствующим заявлением.
Официально решение ФСТ в РУСАЛе пока не комментируют. Источник "Ъ" в компании сообщил, что со снижением тарифа на предприятии связывали большие надежды. В частности, до конца года завод планирует запустить 140 из 160 электролизеров. Сегодня работает 52 электролизера, хотя еще в марте, когда "Волховский алюминий" предложил властям снизить тариф, в активном состоянии находились лишь 25 устройств. "Увеличение тарифа серьезно отразится на рентабельности компании, - рассказал собеседник "Ъ". - Себестоимость производства тонны алюминия составляет $1500, а на лондонской бирже он реализуется по цене $1600".
В свою очередь, в ПСК считают, что привязывать тариф на электроэнергию к ценам на алюминий неправильно. "Например, до кризиса стоимость алюминия была очень высокой, и если исходить из логики управленцев завода, то стоимость 1 кВт.ч для "Волховского алюминия" в 2005-2008 годах должна быть более 2 рублей за 1 кВт.ч. Однако предприятие в эти годы платило 46-80 копеек за 1 кВт.ч. Плохо понятно, почему власти Ленобласти не вводили для завода спецтарифы до кризиса, когда алюминий был дорогой, а предприятие получало сверхприбыли", - говорит директор по развитию бизнеса ПСК Александр Меркулов. Действительно, по словам старшего аналитика УК "Пиоглобал Эссет Менеджмент" Игоря Краевского, в 2006-2007 годах средняя цена одной тонны алюминия составляла примерно $2700, в июле 2008 года достигла максимума в районе $3 тыс. за тонну. С того времени цена на алюминий снизилась на 40-50%, достигнув своего дна в марте 2009 года, когда он стоил менее $1,3 тыс. По словам господина Меркулова, в Ленобласти еще около восьми городов с крупными предприятиями, для которых теоретически могут быть введены спецтарифы. "Если подобная практика продолжится, то не очень понятно, кто будет платить за электричество. Это ноу-хау Ленобласти немного тревожит", - резюмирует господин Меркулов.
Между тем областные власти намерены поддерживать предприятие вопреки решению ФСТ. Вице-губернатор правительства Ленобласти Григорий Двас, пока еще незнакомый с решением ФСТ, пояснил, что снижением тарифа именно для "Волховского алюминия" власти рассчитывали повысить конкурентоспособность предприятия. "Этот завод оказался неконкурентоспособен внутри самого РУСАЛа, - рассказал чиновник. - Остальные предприятия холдинга получают более дешевую энергию за счет экономии на транспортировке. Мы исключили из тарифа транспортную составляющую, на которую в теле тарифа приходилось 60-70 процентов". Механизм компенсации ПСК, по словам господина Дваса, заключается во включении выпадающих доходов сбытовой компании в следующий период тарифного регулирования. За счет каких потребителей ПСК вернет недополученные деньги в следующем году, господин Двас не уточнил.
Что касается решения ФСТ, то господин Двас не видит в этом проблемы. "Примем это решение (о снижении тарифов для "Волховского алюминия". - "Ъ") еще раз, увеличив или уменьшив тариф на несколько копеек", - заявил господин Двас.
"Предприятия, которые не могут существовать безбедно, не должны существовать. В ситуации с моногородами и градообразующими предприятиями повинна советская власть, а нынешняя власть является ее правопреемницей и должна отвечать за то, что происходит, как в Пикалеве, так и в Волхове", - говорит сопредседатель организации "Гражданский контроль" Юрий Вдовин. По его словам, сиюминутные решения властей не изменят рентабельность малодоходных предприятий.
Впрочем, инициатива Ленобласти на фоне других похожих форм помощи со стороны государства терпящим бедствие предприятиям кажется невинной. В качестве примера можно привести ситуацию с градообразующим предприятием АвтоВАЗ, продажи которого за январь-май этого года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года упали на 45%. Тем не менее правительство РФ уже распорядилось выделить заводу 25 млрд рублей на покрытие долгов. Помимо этого АвтоВАЗ просит у правительства еще ни много ни мало 85 млрд рублей на новую инвестиционную программу, реализация которой совсем не гарантирует роста продаж продукции завода. Зато государственная помощь может предотвратить банкротство завода и сохранить рабочие места.
Источник: "КоммерсантЪ"
Другие новости по теме
27.11.09 Уральский банк Сбербанка России объявляет тендер!
02.11.09 Chevrolet и Райффайзенбанк запускают новую программу автокредитования для Chevrolet Lacetti
01.10.09 7 октября в Милане на выставке ЕМО состоится презентация оборудования компании MAG
01.09.09 Основной этап строительно-монтажных работ "Пулково" завершен
26.08.09 У морского порта Санкт-Петербурга появились границы
►Все новости по теме